Мостом по федеральным программам: чем грозят строительные обещания правительства?

По словам главы РЖД Владимира Якунина, между Кубанью и Крымом будет в итоге построен не тоннель, а мост. При этом эксперты считают, что втягивание страны в такого рода проект приведет к сворачиванию абсолютного большинства действовавших федеральных строительных программ.

Между транспортом и недвижимостью

Сообщение между Крымом и материковой частью России в обход украинской территории – это вопрос, который пока относится только к транспортному ведомству. Но в случае строительства моста (или все же тоннеля) финансирование и контроль лягут на плечи Минстроя в первую очередь.

Вообще, понять, кто оплачивает тот или иной проект – это основа для понимания не только перспектив самого проекта, но и других экономических программ в стране. Ведь в нынешних условиях (а они затянутся на годы – теперь об этом можно уже смело говорить) дефицит государственных финансов ощущается особо остро, тогда как привлечь инвестора можно далеко не везде.

Крымский мост – это проект, от начала и до конца финансировать который придется бюджету. И раз затраты плавно переходят на плечи строителей, нужно взглянуть, чем придется платить за это.

«Жилье для российской семьи»

Одной из самых многообещающих программ была (и все равно остается) программа «Жилье для российской семьи». На сайте Минстроя указано, что к 2017 году страна должна получить 25 млн. квадратов жилья эконом-сегмента, цена которого не будет превышать 30 тыс. рублей за метр квадратный. Для этого государство может компенсировать на каждом метре до 4 тысяч рублей самому застройщику.

Простой подсчет показывает, что на всю амбициозную программу может потребоваться до 100 млрд рублей (на фоне инфляции и эта сумма будет казаться заниженной). Мост обойдется в 223,8 миллиардов рублей, а построить его должны к концу 2018 года. При этом изначальная оценка проекта достигала всего 50 миллиардов, но и указанная еще окончательной не является.

Может показаться, что жилищный проект недорогих квартир и мост – вещи разные, однако фонд программы «Жилья для российской семьи» прямо зависит от оскудевших возможностей Минстроя. На эту программу средств не хватало и раньше, о чем говорили в ведомстве. Тем более не хватит сейчас.

Целевая программа «Юг России»

Данная Федеральная строительная программа в графе «Капитальные вложения» за 2013 год показала 2,7 миллиардов рублей. Это позволяет оценить объемы направленных сюда средств тогда, когда рубль стоил дороже, а на плечи Федерального бюджета еще не лег Крымский полуостров с его многочисленными проблемами в жилищной сфере.

За 2,7 миллиардов рублей в год при нынешних ценах и курсе не удастся даже перейти к полноценным подготовительным работам в случае с мостом. А ведь такие масштабы средств закладывались на строительные проекты всего южного направления…

Обещать – не значит жениться. Но в строительстве так нельзя

Можно понять, что есть риск появления приоритетных инвестиционных или социальных проектов, что затраты могут возрасти многократно, но дело совсем не в этом. Самое худшее, когда в столь масштабной для экономике теме, как строительство, возлагаемые на бюджет планы вообще никак не коррелируются с реальными возможностями.

Запланировать в сегменте госстроительства – это значит потратить время и средства на сложные согласования, подготовить проекты, заложить основы работ. Необходимо заключить долгосрочные контракты, которые предполагают, что:
- ряд подрядчиков пойдут на банковские займы для обеспечения своей деятельности, надеясь погасить долги за счет будущих поступлений;
- компании скорректируют планы своего производства и будущей работы;
- рынок приготовится к определенным раскладам;
- инвесторы получат возможность оценить адекватность принципиальной работы с госсектором в сегменте строительства.

И вот – планы готовятся, механизм запускается, но потом не то вообще нет денег, не то сроки категорически сдвигаются. Мало того: приостановленные на начальных этапах проекты необходимо поддерживать, а после (если все же будет возврат к работам) их еще потребуется довести до прежней кондиции.

О зарубежных инвесторах и вовсе не стоит вспоминать: насмотревшись ужасов о судьбе тех, кто «поверил и втянулся», реальный бизнес просто не рискнет играть в такую рулетку.

Дискуссия ведь совершенно не ведется о том, нужен ли мост или нет – разговор исключительно о срезе строительных программ России. Когда и без того ситуация сложная, ее усугубляют радикальным способом. И уже очень скоро за обещания, которые не означают женитьбу, придется расплачиваться по счетам.

Комментарии

Комментировать...
Отселение из ветхого и аварийного жилья может быть частично переложено на плечи отселяемых

Отселение из ветхого и аварийного жилья может быть частично переложено на плечи отселяемых

Тему отселения из ветхого и аварийного жилья в России с разбивкой по регионам мы уже поднимали, однако после новостей, что все вроде бы как идет по плану, пришел черед более удручающей информации
21.01.2015
Сколько придется переплатить за сопутствующие расходы при покупке квартиры?

Сколько придется переплатить за сопутствующие расходы при покупке квартиры?

Сколько стоит квартира? Кажется, совершенно простой вопрос, на который так и хочется дать такой же простой и понятный ответ
05.12.2014
Строительная хартия Подмосковья

Строительная хартия Подмосковья

Подмосковные власти пошли на подписание хартии со строительными компаниями региона
02.02.2015