Миллиарды не реконструкцию: что происходит с историческими памятниками

В 2013 году на реставрацию московских архитектурных объектов, относящихся к категории исторических памятников, из разных источников выделили 17,7 миллиардов рублей. В нынешнем году эта сумма достигнет 19 миллиардов, заявляет возглавляющий департамент культурного наследия Москвы Александр Кибовский. Ситуация с самими историческими памятниками, как может показаться, должна быть близка к идеальной, но это не совсем так. Или совсем не так?

С поправкой на инфляцию и без сокращений

Прирост финансирования реконструкции как раз вписывается в реальный рост цен по стране. Как нетрудно увидеть, хотя в целом строительная отрасль Москвы переживает сложные времена, восстановление исторических объектов оборотов не снижает.

При этом сама мэрия профинансировала работы на 7,8 миллиарда рублей, еще 2,8 миллиарда выделили из федерального бюджета. Остальные средства принадлежали инвесторам.

Александр Кибовский подчеркнул нарастание интереса со стороны бизнеса к вопросам реконструкции и восстановления. Но не следует думать, что бизнес просто решил поиграть в тотальную благотворительность.

А в это время…

Активисты движения «В защиту старой Москвы» выступили с заявлением, что старинный дом позапрошлого века по адресу 2-й Вышеславцев пер., 3 больше не существует: его разрушили и снесли до основания. А дом этот, между прочим, официально числится (простите – числился) в списке культурного наследия регионального значения. Теперь в районе Марьиной рощи не осталось ни одного деревянного дома.

Общественники отмечают, что снос – дело рук «неизвестных», которые действовали достаточно спокойно: отгородили объект сеткой, а после хорошенько поработали бензопилами. Полиция ничего не заметила, а тревогу ударили только сейчас, когда активисты поняли, что же именно случилось.

Кстати, даже затраты на снос вполне могли статью частью тех общих 19 миллиардов рублей, выделенных на «восстановление и реконструкцию» …

Тонкости бухгалтерии

Не станет секретом, что исторические объекты и архитектурное наследие – это весьма специфический ВИП-сегмент недвижимости Москвы, с которым достаточно проблематично работать. В смысле официальных разрешительных документов и возможности использования. Но ведь всегда есть неофициальный подход.

Контроль за реставрацией и восстановлением таких памятников – еще более специфическая работа, для которой есть немало своих секретов и тайн, скрытых от глаза обывателя. Под «облагораживанием» вполне можно понимать постройку летней площадки и кафе, под реконструкцией можно увидеть строительство частных офисов. И это все действительно стоит достаточно дорого, если объект уникален и никто не хочет принести ему вред.

Инвесторы на реставрацию потратят более 8 миллиардов рублей из 19 общих. Так что львиная доля затрат ложится на государство, и предъявить положительный итог будет возможно. Где-то просто займутся восстановлением, а где-то появится неафишируемая пристройка.

Если «по-белому» работать нельзя, но очень хочется, то в России можно запросто работать не «по-чёрному», а слегка в серых полутонах. Когда, например, формально «просто реконструируется» нужный объект. И не более того.

Реакция на нарушения

Итак, общественники обнаружили вопиющий факт снесения памятника, заявили об этом, указали точный адрес. На данный момент департамент культурного наследия еще «не в курсе реального положения вещей», прокуратура «ничего не слышала о нарушениях», а власти города «готовы реагировать» на обращения граждан.

Если резонанс будет, то может даже целая проверка начаться. Но в Москве только в этом году таинственных работ частных реконструкторов будет произведено почти на 9 миллиардов рублей. На эти средства можно настроить столько, что отдельный «нечаянно» снесенный объект даже теряется. Да и на его месте может появиться «равноценный исторический объект». Например, в виде частного стилизованного трактира. Между прочим, не в первый раз такое удается.

Эта ниша закрытого строительного направления, в которой вращаются миллиардные суммы. Но об этом, к сожалению, совсем не принято говорить. А ведь общество могло бы порадоваться за тех, у кого в вопросах московского строительства никакого кризиса как не было, так и нет.

Комментарии

Комментировать...
Коммерческая недвижимость России переживает тяжелые времена

Коммерческая недвижимость России переживает тяжелые времена

Вопреки радужному тону рекламных статей компаний, торгующий коммерческой недвижимостью в России, в реальности пока все идет далеко не так хорошо
02.09.2014
Строить в кризис: московские власти рассказали, на чем они сконцентрируют свои усилия

Строить в кризис: московские власти рассказали, на чем они сконцентрируют свои усилия

Нельзя сказать, что так уж неожиданно прозвучало заявления о «кризисной корректировке бюджета» столицы от Максима Решетникова, руководящего в мэрии Москвы департаментом экономической политики и развития
03.01.2015
Московский рынок жилой недвижимости: перспективы развития

Московский рынок жилой недвижимости: перспективы развития

Эксперты в области недвижимости полагают, что столичный рынок, который долгое время сопротивлялся внешнеэкономическим влияниям и демонстрировал поразительную стойкость, все-таки сдаст свои позиции под давлением геополитических изменений.
20.08.2015