Снос дома в Севастополе методом подрыва подарил городу свою «пизанскую башню»

Самый скандальный севастопольский дом – это многоэтажный новострой, заказчиком возведения которого выступает ОК ЖСТ "Анит". Дом «приговорили» к сносу методом подрыва, однако даже после второго взрыва здание устояло. Зато теперь оно накренилось, словно Пизанская башня, вот только риск обрушения 16-этажки грозит масштабными проблемами на достаточно большой территории.

Спорная тема причины застройки

Практически готовое здание на 110 квартир, которое оставалось совсем немного доработать и сдать объект в эксплуатацию – и вдруг его решено просто снести. Такие решения всегда удивляют, а в разгар кризиса – и подавно. Крым, между прочим, на 90% дотационный регион, поэтому для столь жесткого вердикта нужны максимально убедительные основания.

Пресс-секретарь севастопольского губернатора Игорь Долгополов рассказал журналистам, что застройщик подавал документы на реконструкцию торгового объекта, а построил целый жилой дом. Такое изменение целевого направления – незаконно и потому дом надо сносить.

Но отвечающий за застройку Николай Соколов с таким юридическим подходом в корне не согласен.

Во-первых, есть все разрешения от всех без исключения структур: разработка проекта осуществлялась в КрымНИOпроекте, градостроительный совет все официально одобрил, подписи поставили архитекторы, нарушений не выявили ни пожарники, ни МЧС, ни СЭС. Правда, у городских властей ответ на этот пункт прост: «разрешали» при украинской юрисдикции Крыма, поэтому такие разрешения сегодня не стоят и выеденного яйца.

Во-вторых, в постановлении российского суда о сносе дома указан совершенно другой кадастровый номер земельного участка объекта. По закону снос вроде бы как становится невозможным, но и здесь у местных властей свое видение: при переходе Севастополя под российскую юрисдикцию с земельными кадастрами был настоящий бардак, так что номера все равно надо согласовывать. И Апелляционный суд, ставший на сторону застройщика, на следующий день свое мнение меняет, вновь разрешив снос.

В-третьих, объект попросту можно было использовать для других целей, ведь в доме не выполнены работы только по внутренней отделке. Сюда, например, можно было бы заселить людей, находящихся в жилищной очереди от государства. Можно было бы переселить сюда нуждающихся, дав прежним владельцам компенсационный участок земли в другом месте. Застройщик сам предлагал подобное.

В-четвертых, у дома есть конкретные владельцы – это, прежде всего, дольщики строительства. Право частной собственности в России никто не отменял, но суд опять использовал старый аргумент: «тогда» было украинское законодательство, а оно с российским не имеет прямого согласования.

Кстати, были предоставлены документы, что дом строился «с нуля» и никакого «овощного магазина» на этом месте не было, но и это мало кого заинтересовало.

Почему на самом деле сносят дом на ул. Капитанской?

Севастополь – город весьма специфический и во многом имеет провинциальные принципы построения общества. Например, здесь нет тайн, кто и чем владеет или кто стоит за какими-то событиями.

Еще несколько лет назад «народный мэр» Алексей Чалый имел на данный участок по улице Капитанской (кстати, совсем рядом с морем) взгляды, но его тогда «потеснили». После смены юрисдикции Севастополя Чалый решил не просто получить то, что хотел, но и еще наказать конкурента показательно и жестко.

На месте сносимого здания Чалый планирует возвести 2 элитные гостиницы по 30 этажей каждая. Да и вообще, данный участок – очень лакомый кусок. Настолько лакомый, что неизвестно, не найдется ли еще какая-то сила, которая подвинет уже и самого Чалого в борьбе за право стать здесь владельцем.

А еще было утверждение, что дом построен без соблюдения нужных стандартов и потому является «неустойчивым и непригодным к эксплуатации». Застройщик спорил, ссылаясь на официальные выводы московских экспертов: строительство проводилось по наивысшим стандартам, здание способно выдержать 9-балльный шторм, а срок эксплуатации – 300 лет.

Но спор выиграли власти, наметив окончательную развязку на 26 декабря 2014 года.

Промышленный подрыв здания

Все помнят, как взрывались «нью-йоркские Близнецы» во время теракта 9 сентября 2001 года: здания попросту «просаживались» сами в себя. Подобное называется промышленным подрывом, когда минимизируется площадь возможных разрушений.

Именно этим методом и было решено снести 16-этажку на Капитанской. И вот, взрывчатка заложена, все готовы к представлению, происходит взрыв, а здание стоит. Вернее, оно «просело» на 2 этажа (как раз те, где была взрывчатка), покосилось в сторону моря, словно «пизанская башня по-севастопольски», намекнуло на дальнейшие проблемы – и остановилось.

Застройщик мог ликовать: его слова о прочности конструкции полностью подтвердились столь радикальным методом. И пускай дом уже не спасти, но зато хотя бы реклама получилась знатная.

Далее сообщается о втором подрыве (его видео, к сожалению, пока найти не удалось). Но реакция дома была еще более сдержанной: здание даже не шелохнулось. Власти города решили воздержаться от комментариев, а представители профильных служб занялись оценкой ситуации.

Маленькое землетрясение? Да запросто!

До ближайшего жилого дома, находящегося возле скандального новостроя – метров 30. Жильцам, конечно, пообещали компенсировать возможный ущерб и даже попросили покинуть свое жилье на время взрыва – мало ли что.

Опасения были не напрасны: теоретически существовал риск формирования локальной сейсмической волны в радиусе 100 метров. Говоря проще, взрыв и падение такого массива конструкций создает небольшое землетрясение, что всегда плохо сказывается на зданиях, стоящих в зоне толчков.

Но все это было бы, если бы 16-этажка просто «просела в себя». А дом рискует завалиться горизонтально, что является ситуацией неординарной. Риски теперь имеются колоссальные. К тому же в здании, которое накренилось и в любой момент может рухнуть, любые работы – смертельно опасны. И как, к примеру, закладывать взрывчатку, проводить расчеты и т.д.? Ведь проанализировать ситуацию будет сложнее, чем рассчитать заряд предыдущего «направленного» взрыва.

Севастопольские слухи: ЧП создают специально

В городе поговаривают, что катастрофическое обрушение здания планировалось заранее. Логика проста: Алексей Чалый после признания Россией Крыма и Севастополя своими территориями вступил в жаркий конфликт со своими вчерашними союзниками, включая действующего губернатора Сергея Меняйло.

И пока формально вся полнота ответственности лежит именно на Меняйло (он ставил подпись на бумагах с конкретными мерами по сносу), Чалый может получить земельный джек-пот, еще и использовав для случившегося красивую обертку.

Якобы план таков: здание рушится совсем не так, как это было запланировано. Близлежащим зданиям наносится огромный, а то и непоправимый ущерб. По закону бремя компенсаций ложится на плечи муниципальных властей, а они и без того полностью зависят от средств, направляемых сюда из Москвы. Т.е. реально помочь должны, но не могут.

В это время Алексей Чалый, как «народный мэр», берется самостоятельно за программу помощи пострадавшим, обеспечивая им переселение и т.д. Счета за «жест доброй воли» направляются в муниципалитет, а там предлагают «забрать себе» весь «проблемный участок» и обеспечить снос аварийных зданий. Обвинить Чалого как бы уже никто не имеет права, ведь он «по своей инициативе и за свои средства» занимается пострадавшими севастопольцами, посреди зимы оказавшимися на улице.

На кону – мегадорогая территория, на которой можно развернуть целый комплекс со своей индустрией. И это намного больше, чем хотел Алексей Чалый несколько лет назад от украинских властей.

«Весь город и Ялта с горой Ай-Петри»

В 16-этажке на Капитанской заселиться собирались совсем не «эконом-представители»: с верхних этажей можно было лицезреть не только море, но и весь Севастополь. И это еще не все: самые верхние этажи позволяли любоваться видом горы Ай-Петри и даже Большой Ялтой. А теперь представьте, какой будет вид с верхних этаже 30-этажных зданий?

Не исключено, что в войну за «золотую землю» включатся и маститые российские бизнесмены, которые уже утомились от дороговизны и неблагодарности Сочи или Москвы. В Севастополе есть шанс войти «малой кровью» и с несопоставимо малыми затратами, если сравнивать с российской столицей. А объект получится востребованный.

Но суды с такой легкостью манипулируют правами собственности, что случится может вообще все, что угодно. «Вдруг» могут выиграть прежние дольщики (а большое количество богатых людей, объединенных общей целью – это сила), может начаться суд в международных инстанциях. Может включиться политическая составляющая.

Да и вообще, ломать – не строить. Сносить полноценные масштабные объекты «просто так», когда на дворе экономический кризис – это странно. И в ближайшее время наверняка можно ожидать реакции на самом высоком уровне, ведь Кремль не позволит так лихо и с плеча решать свои вопросы кому бы то ни было.

Комментарии

Андрей (город-герой Севастополь)
29.12.2014

Бред полный. Бездоказательные утверждения, наукообразная чушь. При чём тут Алексей Чалый? Это проект подставного губернатора... стрелки пытаетесь перевести? Где подпись автора?! Таких писак надо знать...
Байдарская долина
29.12.2014

Ой, ну только не надо говорить, что Меняйло - это не ставленник Чалого. И гостиницы Чалый уже даже думал переносить куда-то в другой район (но все равно на Радиогорку запал), а теперь вернется на Капитанскую. Именно Чалый и обнаглел
Комментировать...
Что делать дольщику, если застройщик нарушает планы застройки?

Что делать дольщику, если застройщик нарушает планы застройки?

Теоретически при долевом строительстве все должно быть готово к указанному в договорах сроку
02.10.2014
Коммерческая недвижимость России по итогам III квартала привлекла $1,8 млрд инвестиций

Коммерческая недвижимость России по итогам III квартала привлекла $1,8 млрд инвестиций

Коммерческая недвижимость России в предпоследнем квартале года переживает настоящий бум с точки зрения инвестиций
22.10.2014
Дефицит жилья в Москве: только эконом-класс, да и то с оговорками

Дефицит жилья в Москве: только эконом-класс, да и то с оговорками

Любую информацию можно подавать как минимум с двух разных сторон, но мы попытаемся объективно рассмотреть, почему и как в настоящий момент Москва столкнулась с дефицитом жилья эконом-класса
27.01.2015