Чего ждать в ситуации с участками вдоль строящейся трассы Москва – Санкт-Петербург?

По маршруту строящейся трассы «Москва – Санкт-Петербург» может начаться настоящий ценовой бум, когда участки подорожают минимум на треть, а может случиться грандиозное фиаско в сфере недвижимости, которое «похоронит» в финансовом плане ряд инвесторов и особо предприимчивых бизнесменов. Постараемся рассмотреть все более предметно.

Запредельный оптимизм ожиданий

Вилка подорожания стоимости участков вдоль будущей трассы варьирует от 30% до 50%. В успехе создания амбициозного транспортного проекта не сомневается практически никто: слишком высоки ставки, слишком важен результат, да и статус автострадного соединения Москвы и Питера говорит сам за себя.

Многие серьезные инвесторы уже здорово вложились, присмотревшись к интересующим участкам, создав планы собственных проектов и сооружений, а в отдельных случаях даже перейдя к реализации. Понять их можно: когда дорога начнет функционировать (это произойти должно в 2018 году), запускать строительство начнут массово самые осторожные – они всегда идут «в хвосте». Образуется временной зазор, когда трасса уже есть, а конкуренты - только на подходе, что дает шанс на повышенные дивиденды.

Да и Чемпионат мира по футболу 2018 года – это событие, делающие хостелы, отели и просто сдаваемые апартаменты настоящим Клондайком, ведь и Москва, и Санкт-Петербург выступают в роли принимающих городов.

Визуально активность застройщиков коммерческих инфраструктурных объектов прекрасно видна уже сейчас, хоть и нет возможности получить статистику, какие суммы уже привлечены сюда и каков процент кредитования в общем объеме финансирования. Вся активность базируется на исключительном оптимизме, отбрасывающем из поля внимания потенциальные неприятности с трассой в виде задержек сдачи и т.д.

Неоправдавшиеся надежды: футбольные – у соседей, олимпийские – у себя

В 2012 году Украина принимала в качестве одной из стран-хозяек главную футбольную битву Европы. Гостиниц, хостелов и мотелей было настроено столько, что, кажется, предусмотрели просто все варианты для размещения приезжих европейцев. Хозяева этих новостроев были готовы за месяц Евро-2012 заработать, как за несколько лет, но…

Но абсолютное большинство номеров не заинтересовало приезжих: состоятельные европейцы просто оказались не готовы платить премиум-цены за эконом-класс (или фантастические суммы за что-то близкое к элитке). Загруженность не достигала и 30%.

А что было в Сочи перед Олимпиадой? Строили огромные гостиничные комплексы, частники активно брали кредиты и возводили вариации «бунгало для туристов». А чем все обернулось? Даже Евро-2012 на таком фоне может показаться успешным…

Но это не мешает видеть в трассе «Москва - Питер» новый «Великий футбольный путь» инвесторам. Хотя бы потому, что верить во что-то заманчивое и крайне прибыльное на фоне текущего «депресняка» им ну очень хочется.

А кто сказал, что проект запустят вовремя?

Сегодня многие и слышать не хотят аргументы о том, что будущая платная трасса может быть «заморожена», а то и вовсе отменена. «Этого не может быть, потому что этого совершенно не может быть!» - аргумент весьма убийственный в подобных случаях.

С другой стороны, кто предполагал, когда трассу только начинали строить, что Россия столкнется с санкциями Запада, сопоставимыми с масштабами времен «холодной войны»? А кто допускал, что Фонд национального благосостояния будет практически на нуле? А что правительство изымет средства негосударственных пенсионных фондов? А кто предвидел 650 миллиардов рублей на финансирование Крыма? Расходы выросли, доходы упали.

В таких условиях утверждать, что «трасса будет непременно» - это неоправданный оптимизм, не инвестиционный… Недвижимость вдоль будущей дороги еще стоит намного дешевле, чем она может стоить при готовом проекте, но уже намного дороже, чем установится ее цена в случае провала проекта.

Пока, к сожалению, рост рисков не успевает за их адекватным анализом со стороны бизнеса. «С Сочи вытянули, значит и здесь как-то будет!» - это уже тоже не аргумент. К подготовке Олимпиады страна подходила на пике экономики, истощившись на этот проект до предела. И, что важно, так и не получив экономической отдачи. А вот сейчас экономика падает, и скоростная трасса с неизвестно насколько большим периодом окупаемости может попасть в подвешенное состояние.

Спекулянтам дана дорога

Что это все означает для сделок с недвижимостью вдоль будущей трассы? А значит это, что колебания цен могут быть огромны: чем ниже уровень понимания будущего, тем выше спекулятивный зазор. Но долгосрочные строительные проекты развивать будет слишком опасно.

Но и здесь свой плюс имеется: трудно вспомнить, когда столь большие участки недвижимости в Ленинградской области могли превратиться в столь специфический сугубо спекулятивный инструмент. Новое всегда интересно, как минимум – для аналитиков…

Комментарии

Комментировать...
РФПИ вложится в логистическое строительство на территории России

РФПИ вложится в логистическое строительство на территории России

Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) заявил о готовности сотрудничать с компанией «Девелопмент Групп 19»: фонд направит свои инвестиции, а указанная компания займется строительством склада класса «А»
24.10.2014
Мостом по федеральным программам: чем грозят строительные обещания правительства?

Мостом по федеральным программам: чем грозят строительные обещания правительства?

По словам главы РЖД Владимира Якунина, между Кубанью и Крымом будет в итоге построен не тоннель, а мост
24.11.2014
Москва истратит на строительство транспортной инфраструктуры 60 млрд евро. Почти все уйдет на вертолетные площадки

Москва истратит на строительство транспортной инфраструктуры 60 млрд евро. Почти все уйдет на вертолетные площадки

Сергей Черемин, возглавляющий столичный департамент внешнеэкономических и международных связей, рассказал немало интересного о планах властей города по застройке инфраструктурных объектов
08.10.2014